Кутуб Минар

 

Кутуб Минар[1] запомнился мне огромным, подпирающим небо коричневым сталагмитом, опоясанным рядом балконных колец, имеющих форму снежинок. Он гордо возвышается над морем руин, которые, как бы по ошибке, окружают его. Некогда это был единый ансамбль, но время пощадило лишь эту гигантскую башню. Она не только уцелела, но настолько хорошо сохранилась, что кажется, будто ее построили совсем недавно.

 ***

1192 год был переломным в истории Северной Индии. Мухаммед Гхори нанес поражение Притхвираджу Чаудану, последнему раджпутскому правителю Дели, положив тем самым начало мусульманскому правлению в регионе. Военачальник Кутуб-уд-дин Айбак[2], под командой которого находилась завоеванная территория, возжелал сделать так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в мощи Кутуб Минар на старинной картине ислама и его превосходстве над индуизмом. Разрушив вишнуистский храм, он повелел возвести на его развалинах мечеть Кувват-уль-Ислам (буквально «могущество ислама»). В 1199 году он решил пристроить к мечети минарет (см. фрагмент старинной картины слева), да такой высокий, чтобы мусульманское превосходство над исконно индийской религией могло быть видно из самых отдаленных мест.

Внушительная высота (72,54 м.) и филигранная орнаментация Кутуб Минара были новым словом в индийской архитектуре того времени, поскольку никогда и нигде до этого подобных сооружений в Индии не было. Для мира ислама же, минареты такой, Опора балкона Кутуб Минарапо крайней мере, формы, если не высоты, были самой обычной вещью. Как и на всех строениях мусульман, на этой огромной каменной башне нет изображений людей или животных, а тем более статуй – это запрещено Кораном. Кроме того, во внешнем оформлении Кутуб Минара явно прослеживаются мотивы отделки минарета Джам[3], построенном в Афганистане братом Мухаммеда Гхори - Гхияс-уд-дином[4]. 

Кутуб Минар имеет восьмиугольное основание диаметром 14 метров и насчитывает 5 этажей, каждый из которых оканчивается изящным круговым балконом[5], покоящимся на конусообразном основании. Лестница, идущая по спирали внутри минарета, соединяет Балкон Кутуб Минаравход с самой его верхушкой. На этажах имеются выходы на балконы. Вся поверхность минарета покрыта затейливой арабской вязью. Эти надписи обещают рай правоверным и предупреждают неверных о наказании в аду.

Тот факт, что строительство Кутуб Минара было начато Кутуб-уд-Дином Айбаком (он возвёл первый этаж башни), подтверждается очень важной надписью, соотносимой с его прижизненными титулами, а именно: «полководец, командующий армией, великий, победоносный». Имя брата Мухаммеда Гхори – Гхиас-уд-Дина также находится среди орнаментальных надписей.

Последующие три этажа возвел Ильтутмиш[6]. В отчетах, оставленных при реставрации минарета в 1503 году Султаном Сикандером Лоди[7] имеется следующее упоминание: “imarat minarah mubarik hazrat Sultan al-Salatin Shams-al-Daniya wa -al-Din Marhoom”, т.е. «Этот минарет покойного Султана Шамсутдина Ильтутмиша». Четвертый этаж был серьезно поврежден молнией в 1369 году. Султан Фероз Тугхлак[8] произвел необходимые восстановительные работы и Фрагмент орнамента на Кутуб Минаредобавил к строению пятый этаж. Во время последней реставрации Кутуб Минара, произведенной майором Смитом в 1803 году, последний надстроил минарет, построив на его верхушке небольшой павильон-беседку. Но позже, из-за явного несоответствия духу минарета, эта беседка была спущена на землю  и помещена в саду.

Снаружи Кутуб Минар сложен из красного песчаника, в то время как изнутри его несущая конструкция - из обыкновенного серого кварца, добываемого неподалеку. Некоторые из многочисленных Изречения из Корана на Кутуб Минаредекоративных надписей выполнены из мрамора, и лишь четвертый и пятый этажи построены целиком из белого и серого мрамора. Как и при строительстве мечети «Кувват-уль-Ислам», в возведении минарета принимали участие строители и художники-индусы, что видно по надписям, выполненным санскритским шрифтом нагари. Некоторые из них имеют откровенно ругательный характер, открыто понося мусульман, которые принудили их работать на строительстве под страхом смерти.

Наиболее изящными и трудоёмкими частями минарета являются конусообразные подпорки балконов. Их конструкция и оформление совершенно очевидно, перекликаются с подобными же элементами уже упомянутого выше минарета Джам и других мусульманских строений предыдущих эпох.

***

Зачем же все-таки надо было строить столь высокое сооружение? Минарет с трудом мог отвечать одному из своих основных назначений – призыву правоверных к молитве в мечети Кувват-уль-Ислам. Вряд ли молитва муэдзина могла быть ясно услышана с такой большой высоты, хотя, надо признать, звучать она должна была ближе к Богу! Кроме того, подниматься 5 раз в день по почти что 300 ступеням на самый верх минарета и столько же раз спускаться вниз – задача трудно выполнимая для любого человека. Кутуб Минар был построен на руинах разрушенного индуистского храма более символически, нежели для практических целей, а именно: для удовлетворения амбиций мусульманских завоевателей и принижения веры индусов.

А почему минарет носит название Кутуб Минар, спросите Вы? Когда башня начинала строиться, Мухаммед Гхори был еще жив, и находящийся в рабской зависимости от него Кутуб-уд-дин Айбак вряд ли осмелился бы присвоить минарету своё собственное имя. Может быть смысл названия башни лежит в буквальном значении слова «Кутб». В переводе с арабского языка оно означает «полюс», «ось». Так что можно предположить, что смысл названия минарета[9] заключен в его предназначении служить осью, стержнем ислама на завоеванных территориях. А то, что строителя Кутуб Минара звали Кутуб-уд-дином, было простым совпадением.

***

Будучи сам по себе рукотворным чудом, Кутуб Минар, кроме того, является важной вехой в истории индийской культуры. Он один из первых памятников, возвещающих о начале нового направления в развитии индийской архитектуры, которое известно нам как индо-мусульманский стиль. Этот стиль не является местным вариантом мусульманского искусства или какой-либо модификацией искусства индуистского. Это ассимиляция, хотя и не в эквивалентных пропорциях, обоих отмеченных направлений. В общем и целом, в Индии каждый регион имеет свои собственные особенности индо-мусульманской архитектуры, которые проявляются в различных городах и населенных пунктах.

С другой стороны, архитектурное искусство ислама само по себе является переплетением различных направлений – турецкого, персидского и арабского. Военачальники-мусульмане, которые отвоевывали у Индии все новые территории, приходили в страну из различных частей мусульманского мира. Естественно, они приносили с собой традиции, связанные с тем, что их окружало до того. В свою очередь, эти традиции тесно переплетались с местными индийскими реалиями, что и дало развитие направлению индо-мусульманского стиля в архитектуре.

Такое взаимообогащение культур стало возможным по  той причине, что мусульманские правители использовали в строительстве сооружений местных мастеров и строителей, которые имели свои собственные взгляды и традиции. Кроме того, во время самых первых исламских завоеваний в Индии, мечети чаще всего строились из материала разрушаемых индуистских храмов. Зачастую, эти храмы просто перестраивались в мечети.

***

 Рядом с минаретом имеется целый ряд других памятников - прежде всего, это остатки мечети Кувват-уль-Ислам – первой мечети, построенной в Индии из обломков 27 джайнистских и индуистских Руины мечети Кувват-уль-Исламхрамов, находящихся на том месте ранее. Несмотря на ее сегодняшнее состояние, нельзя не восхищаться ее величественными арками, покрытыми орнаментом с растительными мотивами, и геометрическими узорами.

К западу от мечети Кувват-уль-Ислам находится еще одно замечательное здание – гробница Шамсуддина Ильтутмиша, которую он Усыпальница Ильтутмишасам для себя построил в 1235 г. Усыпальница считается одной из самых ранних мусульманских гробниц в Индии. До наших дней отлично сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Когда-то над гробницей возвышался купол, который обвалился во время одного из землетрясений из-за незначительного инженерного просчета при создании консольной конструкции его крепежа. 

Это сооружение по своим архитектурным особенностям, отличалось от других мавзолеев того времени. Новизна заключалась в том, что за объемной внешней оболочкой скрывалась внутренняя начинка со множеством интереснейших образцов индийского - исламского стиля. Этот стиль проявляется, прежде всего, в присутствии изображений лотоса и колеса, характерных для предыдущей архитектурной традиции, в их соединении с прекрасными образцами изящной арабской каллиграфии.

***

В заключение нельзя не остановиться на еще одном чудесном памятнике старины, с которого мы начали свой рассказ, и который находится на территории историко-археологического комплекса Кутуб Минара. Это, конечно же, известный каждому школяру Железный Столб, который много веков не подвержен ржавлению и, по Железный столбутверждению ряда исследователей, выкован из чистого метеоритного железа в IV веке нашей эры. Столб имеет 7,2 метра в высоту и 37 сантиметров в диаметре. Индийцы верят, что если встать к столбу спиной и обхватить его таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединились, то такому человеку всегда и во всём будет сопутствовать счастье. С годами, желающих найти счастье меньше не становится.

 

Юрий Крашенинников                                 К началу текста          

 

Москва                                                            На главную страницу

2003 г.                                   

                                                                         На гостевую  

 



[1] Название «Кутуб Минар» состоит из арабских слов «Кутб» - полюс, ось и «Минар» - башня, минарет. Это сочетание может быть переведено как «Минарет Полярной звезды».

 

[2] Айбак Кутб-уд дин - мамлюк, делийский султан. Айбак - синоним слова Айбек, т.е. мамлюк, эмир, где «Ай» означает Луну, а «Бек» - титул князя. То есть дословно это переводится как «луноподобный бек».

 

[3] Минарет Джам – кирпичная башня, стоящая на восьмиугольном основании и имеющая 3 этажа, каждый из которых оканчивался изящным балконом. Вся поверхность Джама была покрыта изречениями из Корана, выполненными затейливой арабской вязью вперемешку с изображением виноградных листьев.

 

[4] Гхияс-уд-дин – полное имя Гхияс-уд-дин Мухаммед Бин Сам, построил минарет Джам («Минарет победы») в честь покорения одного из районов Афганистана, населенного в то время в основном иудеями. Цель строительства минарета – предупреждение неверным.

 

[5] До конца 70-х годов XX века для посетителей был открыт лишь балкон первого этажа Кутуб Минара, но позже такой доступ был отменен в связи с участившимися случаями падений с балкона с целью самоубийства.

 

[6] Ильтутмиш - мамлюк, тюркский полководец, султан Дели. Имя-титул Ильтутмиш состоит из слов «Иль» или «Эль» - страна, государство и «Тутмиш» - держать, управлять. То есть, этот титул может быть переведен как «Властелин».

 

[7] Сикандер Лоди - известный султан-полководец.

 

[8] Фероз Туглак, ставший султаном в 1351, был слабым военачальником и мало что сделал для расширения территорий империи, которую он унаследовал.

 

[9] Существуют и другие теории происхождения названия Кутуб Минара.



Сайт управляется системой uCoz