Общий вид Тадж-Махала

Тадж-Махал – история любви

запечатленная в камне

 

Жемчужина индийской архитектуры мавзолей Тадж-Махал был построен Шах-Джаханом, четвертым императором из династии Великих Моголов. Шах-Джахан хотел увековечить с его помощью память о любимой жене Арджуманд Бану Бегам, более известную под именем Мумтаз Махал.

Мумтаз Махал вышла замуж за наследного принца Кхуррама Шах-Джахан и Мумтаз-Махал(будущего императора Шах-Джахана) в возрасте 19 лет. Когда принц поссорился с отцом, то Мумтаз Махал делила с ним все невзгоды опалы, которая длилась семь лет. В 1627 году Кхуррам взошел на отцовский престол и стал править под титулом Шах-Джахан (что означает «Повелитель вселенной»). Мумтаз Махал была его главной советчицей и хранительницей государственной печати. Она умерла в 1636 году в Бурханпуре. Перед смертью Мумтаз Махал поручила Шах-Джахана заботам своей старшей дочери Джаханары Бегам, а с  мужа взяла обещание построить над ее могилой мавзолей, который был бы достоин любви, связывавшей их на протяжении 18 лет супружеской жизни.

Мумтаз Махал была похоронена в Бурханпуре. Однако через 6 месяцев саркофаг с ее останками был с большими почестями перевезен в Агру и временно погребен в одном из садов на берегу Джамны. Шах-Джахан тем временем приступил к строительству мавзолея.

Кто был архитектором Тадж-Махала? Одни утверждают, что это был венецианский ювелир Жеронимо Веронео. Другие – что это был Иса Мохаммад Эффенди, которого будто бы прислал на помощь Шах-Джахану турецкий султан. Третьи отдавали пальму первенства Остину из Бордо. Как видно, никто из ранних иностранных авторитетов не считал, что Деталь внешней отделки Тадж-МахалаИндия располагала необходимыми опытом и умением, чтобы  построить и украсить столь великолепное здание. Однако имеются убедительные доказательства современников, что главным архитектором Тадж-Махала является прославленный Устад Ахмад Лахори. Руководил строительством мавзолея Касым Хан. Из «Бадшах-Наме» мы узнаем о том, что два амира, Абдул Карим и Макрамат Хан были назначены наблюдать за работой архитекторов и за ходом строительства.

Великие Моголы обладали великолепным вкусом, и к тому же неограниченными возможностями для выражения своих представлений о прекрасном. И хотя компетентные лица были назначены для выполнения практических задач, главным вдохновителем строительства Тадж-Махала несомненно был сам император. Стихи, начертанные Шах-Джаханом и выгравированные на его гробнице, включают следующие строки:

 

«Строитель не был простым смертным,

Ибо план сооружения был дан ему небесами» 

 

Получить вдохновение с небес мог только сам император. Строительство Тадж-Махала было начато в 1632 году. И множество искусных каменщиков, камнерезов и ювелиров устремились в Агру со всей Индии и Западной Азии. Исмаил Хан из Турции спроектировал великолепный Внутри Тадж-Махала. Ложная гробница верхнего яруса.купол. Строки из священного Корана на различных частях мавзолея  - например, на главном входе в Тадж-Махал, были выполнены знаменитым каллиграфом Аманат Ханом Ширази. Главными исполнителями мозаичных работ были пятеро хинду.

Не считая незначительных восстаний на Декане, империя пользовалась длительным миром. И общая стоимость работ по строительству мавзолея не была непосильной ввиду громадных средств, накопленных в имперской казне.

Мрамор доставляли в Агру из Макраны (Раджастхан), песчаник - из Сикри, полудрагоценные каменья – из копей Индии, Афганистана, Персии и Средней Азии.

Наличие глубоких раскопов и Деталь отделки мраморной ширмы ложной гробницы верхнего яруса Тадж-Махала. Цветы выполнены драгоценными и полудрагоценными камнями.остатков больших кострищ в окрестностях Агры говорит о том, что кирпич обжигался тут же поблизости с тем, чтобы свести к минимуму расходы по перевозке его к месту строительства. Разумеется, полудрагоценные каменья перевозить было легко, но куда сложнее обстояло дело с транспортировкой мрамора и песчаника. Некий землепроходец Манрик, побывавший близ стройки в 1640 году, стал очевидцем того, как перевозят мрамор из Макраны в Агру. Некоторые из блоков были огромной величины, и для перевозки их погружали в громадные деревянные повозки, в которые были впряжены по нескольку десятков свирепых на вид буйволов и волов.

 

            Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена по проекту Исмаил Хана покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра. Строительство главного здания мемориала продолжалось 12 лет. Останки Мумтаз Махал были захоронены в подземелье, как раз под самым центром купола. На уровне пола была установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.

            Пять лет строились остальные элементы замечательного архитектурного ансамбля – мечеть на западе и мечетеподобное здание на востоке, а также высокая ограда с массивными трехъярусными воротами, опоясывающая парковый участок в 18 гектаров. Еще пять лет ушло на сооружение гробниц для других членов правящей династии и мечетей, на разбивку парков и садов вокруг мавзолея. В общей сложности строительство продолжалось 22 года. Годы эти отмечены, согласно легенде, 22-мя небольшими куполами, венчающими карниз над въездными воротами.

            Известно, что Шах-Джахан собирался построить на другом берегу Джамны еще один мавзолей – точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея черно-белым мраморным мостом. Свидетельством тому является Мэхтаб-баг (Лунный сад) на восточном берегу Джамны. Стена Мэхтаб-бага имеет примерно такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки. Однако, можно лишь гадать о действительных намерениях Шах-Джахана, так как он был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом и до конца жизни находился под домашним арестом в Мраморном дворце Красного форта, построенном для Мумтаз Махал. Заботилась о Шах-Джахане его дочь Джаханара Бегам.

            Последние свои дни бывший император провел в Мусамман-бурдже – восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал. Башню Мусамман-бурдж, которая неизменно привлекает внимание посетителей Красного форта, кто-то из поэтов назвал «волшебной беседкой, парящей над мрачными крепостными стенами». Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. Следующим утром тело Шах-Джахана перевезли на барке к Тадж-Махалу, и он был погребен рядом со своей любимой женой.

Тадж-Махал на рассвете

Тадж-Махал днем

Тадж-Махал вечером

Тадж-Махал на закате

Тадж-Махал в тумане

            Тадж-Махал красив в любое время суток. На рассвете его главный купол и минареты окрашиваются в теплые светло-розовые тона, затем по мере наступления дня, он предстает перед глазами во всем своем блистательном великолепии. Вечером мавзолею присущи чуть смутные и приглушенные краски. Но особенно хорош он светлыми лунными ночами, поражая своим изяществом и величием.

            Тадж-Махал не случайно называют одним из наиболее совершенных творений человеческого гения.

***

            Выдержит ли Тадж-Махал людское небрежение и воздействие окружающей среды? Главным врагом монумента является сам человек. В середине XVIII века джаты сорвали серебро с крыши главного входа. Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи «тола» чистого золота. Британские солдаты выковыряли немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, «было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены». Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел защитительные законы, что позволило спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.

            Но разве можно предотвратить воздействие на мрамор кислотной среды? Принимаются меры к тому, чтобы ограничить число семейных очагов в Агре. Загрязнение воздуха усиливается в связи с непродуманным решением разместить вблизи монумента громадный нефтехимический комплекс. И все дело может закончиться тем, что Индия лишится одного из своих прекраснейших памятников прошлого.

 

Вячеслав Крашенинников

 

Москва

2003 г.



Сайт управляется системой uCoz